Бизнес сел на кадровую диету

Банки
Бизнес сел на кадровую диету

Деловая активность ускорила падение. Население урезает расходы. Быстрыми темпами снижаются продажи малого и среднего бизнеса. Прибыль компаний сокращается. Таковы результаты среза Индекса RSBI Промсвязьбанка и «Опоры России» в третьем квартале 2015 года. Аналитики отмечают, что предприниматели обычно быстро адаптируются к новым экономическим условиям. Однако пока рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Отсутствие собственных и заемных средств уже заставило бизнес экономить на персонале.

Стабильное падение

Деловая активность малого и среднего бизнеса сейчас находится на уровне 42,8 пунктов. Ежеквартальные замеры уровня продаж, кадровых изменений, доступности финансирования и инвестиций в небольших компаниях позволяют прогнозировать самочувствие бизнеса на ближайшие три месяца. Показатель ниже 50 пунктов свидетельствует о падении деловой активности.

Авторы индекса RSBI отмечают резкое снижение индекса продаж. Этот показатель, по сравнению с результатами мониторинга во втором квартале 2015 года, снизился почти на пять пунктов — до 43,5. Рост цен и себестоимости бизнеса негативно сказывается на показателях прибыли компаний. На фоне общего сокращения потребительских расходов населения выручка предприятий сектора МСБ продолжит падать, прогнозируют в Промсвязьбанке.

«Наибольшее падение выручки наблюдается в торговле продуктами питания и товарами повседневного спроса, — заметил старший вице-президент, руководитель блока «Малый и средний бизнес» Промсвязьбанка Владимир Шаталов. — При этом, производство данной группы товаров чувствует себя сравнительно неплохо».

По мнению Шаталова, малые торговые предприятия проигрывают конкурентную борьбу «более гибким по ценам» крупным сетям.

Спад деловой активности наблюдался с самого начала мониторинга в третьем квартале 2014 года. Первые показатели Индекса RSBI были на уровне 49,7 пунктов. Тогда он падал в 12 из 19 регионов — участников опроса. Рекордного минимума — 39,8 пунктов — индекс достиг чуть позже, в четвертом квартале. Затем, в первой половине 2015 года, настроения бизнеса несколько улучшились, но ненадолго. Сейчас в зоне спада находятся все территории (в исследовании принимают участие предприниматели 20 регионов).

Кадровая диета

В третьем квартале серьезное сокращение индекса было зафиксировано по показателю кадровой политики небольших компаний. «Этот индикатор впервые за всю историю нашего наблюдения «ушел» в зону спада, — объяснили авторы исследования. — Начались сокращения персонала, замедлился рост оплаты труда. Бизнес крайне осторожен в прогнозах и явно не намерен увеличивать штат в конце года, повышать зарплаты сотрудникам предприниматели тоже не планируют». 

«Назревающая кадровая проблема — следствие дефицита собственных средств и недоступности финансирования, — подчеркнул секретарь Общественной Палаты РФ Александр Бречалов. — Отсутствие доступных средств для развития бизнеса заставляет предпринимателей искать резервы для экономии, самый простой — увольнение сотрудников».

Упаднические настроения

Настораживает аналитиков пессимизм, охвативший предпринимателей. Еще во втором квартале 2015 года респонденты более позитивно смотрели в будущее и ожидали улучшения условий для ведения бизнеса во второй половине года.

«Предприниматели всегда быстро адаптируются к ситуации, — заверил Владимир Шаталов. — Конец года обычно связывают с повышением покупательской активности и ростом продаж. Однако на этот раз у бизнеса нет ожиданий улучшения ситуации в четвертом квартале 2015 года».

Бречалов, со своей стороны, отметил, что микропредприятия первыми демонстрировали снижение деловой активности. «Средний бизнес дольше сохраняет спокойствие и стабильность. В нынешних условиях на руку средним производственным компаниям играют санкции и контрсанкции, — добавил секретарь Общественной Палаты России. — Отдельные предприятия-производители имеют возможность занять освободившиеся ниши и сохранить их в дальнейшем».

Однако, чтобы остаться на рынке, этим компаниям придется оптимизировать расходы и модернизировать производство. В нем, по данным Александра Бречалова, занято лишь около 200 тысяч малых и микро-предприятий. Для качественных изменений в отраслевой структуре малого бизнеса нужна финансовая поддержка государства. Но пока она достается только 0,3 % предпринимателей.

«По тому, как очень мелкие предприятия реагируют на изменения внешних условий, и по их настроениям можно судить о возможных изменениях активности в других сегментах бизнеса», — предположил Шаталов.

Сегодня ни у малых, ни у средних компаний нет собственных средств на расширение бизнеса. По данным индекса RSBI, количество компаний, способных расширяться за счет собственной прибыли, сократилось до 20%.

Рассчитывать на заемные средства тоже не приходится. Потребность в кредитах сохраняется у 24% опрошенных представителей предпринимательского сообщества. «Доступность кредитования находится в крайне негативной зоне, — обратил внимание президент «Опоры России» Александр Калинин. — Банковскими кредитами, по данным за третий квартал 2015 года, пользуются только 10% предпринимателей, что в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из тех, кому удается получить кредит, более половины заявляют, что испытывали сложности при его получении».

В ожидании оттепели

В первой половины года предпринимательское сообщество явно было воодушевлено вниманием властей. Центробанк снизил ключевую ставку, началась реализация антикризисного плана Правительства, в апреле президент лично обсуждал проблемы малого бизнеса на госсовете. «Эти факторы тогда повлияли на позитивные оценки предпринимателями бизнес климата», — вспомнил Калинин. Сейчас стало очевидно, что быстрого эффекта от принятых мер не будет.

Госгарантии при кредитовании, снижение нагрузки на капитал банков при выдаче кредитов компаниям МСБ, секьюритизация кредитов предпринимателям, по словам главы «Опоры России», действительно позволят привлекать более долгосрочные и дешевые финансы. Напомним, что ЦБ разработал ряд мер, которые должны способствовать улучшению условий кредитования малого бизнеса. Со следующего года, например, планируется снижение коэффициента риска по отдельным кредитам для бизнеса — со 100% до 75%.

Однако, по мнению авторов Индекса RSRI, на снижение кредитных ставок уйдет больше времени, чем ожидают регуляторы. По мнению Владимира Шаталова, в сложившейся ситуации нужны более радикальные меры. «Применение пониженного коэффициента в России связано с рядом условий, выполнить которые смогут только крупные банки, — пояснил старший вице-президент, руководитель блока «Малый и средний бизнес» Промсвязьбанка. — В Евросоюзе этот коэффициент составляет от 75% до 29%, а условия применения сниженных коэффициентов выполнить гораздо проще».

«Государство не должно пускать ситуацию на самотек, иначе ее восстановление займет слишком много времени, — резюмировал Александр Калинин. — Ряд важных мер поддержки действительно начали работать. До сих пор источников длинных и дешевых денег просто не было».

Президент «Опоры» высказал опасение, что введение Банком России базельских стандартов в отношении секьюритизации может нивелировать эффект от ранее принятых мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. 

Подробнее на: http://www.deloru.ru/article/622647/