Микрофинансовый и банковский рынки сближают продукты

Малый бизнес
Микрофинансовый и банковский рынки сближают продукты

Микрофинансовые организации (МФО) массово удлиняют сроки и увеличивают суммы займов, приближая их к традиционным банковским кредитам. И хотя занимать у МФО гораздо дороже, чем у банков, спрос на такие продукты есть — они интересны в первую очередь тем, кто получил отказ в кредите. В свою очередь, банки начинают активно работать в традиционной области микрофинансистов, выдавая короткие кредиты на сумму до 15 тыс. руб. 

 

О том, что МФО переходят на оказание квазибанковских услуг — выдачу онлайн-займов на крупные суммы (до 100 тыс. руб.) на долгие сроки (до года), рассказали "Ъ" участники рынка. Вслед за МФО "Мигкредит", запустившей такой продукт в июле, в этот сегмент намерены выйти сразу четыре компании: "Е заем", МФО "Кредитех Рус", CreditPlus, "Робот Займер". Таким образом, по словам собеседников "Ъ", происходит смешение банковских и микрофинансовых услуг. В то время как банки начали выдавать микрокредиты на сумму до 15 тыс. руб., а это по параметрам соответствует займам "до зарплаты" у МФО, МФО готовы составить конкуренцию традиционным банковским кредитам наличными. 

 

Банкиры вторжения микроконкурентов в свой продуктовый сегмент не опасаются. "У МФО ставки в разы выше банковских,— рассуждает зампред правления ОТП-банка Александр Васильев.— Чтобы обслуживать дорогой заем в МФО на сумму до 100 тыс. руб. в год, клиенту нужен высокий ежемесячный доход — те же 100 тыс. руб., а клиентам с таким доходом будут рады и банки". Действительно, хотя ставки у МФО по длинным займам существенно ниже займов до зарплаты (1,7-2,2% в день) и составляют в среднем 0,4-0,7% в день, они существенно выше банковских. В годовом выражении ставки МФО по длинным кредитам составляют 146-255% годовых, в то время как у банков по продуктам с аналогичными сроками и суммами — порядка 30% годовых. 

 

Впрочем, МФО гораздо менее придирчивы к потенциальным заемщикам. Микрокредиторы рассчитывают на спрос на свои займы со стороны тех, кому банки отказали в кредите. По словам директора по маркетингу "Мигкредита" Надежды Денисовой, компания уже покупает так называемый отказной трафик у банков. При этом МФО обещают решение быстро и с минимумом документов. "Срок получения кредита в розничном банке для "клиента с улицы" занимает в среднем неделю,— отмечает управляющий директор МФО "Е заем" Лига Трупа.— Получение же онлайн-займа занимает от 15 до 60 минут, причем только по паспорту". Также длинные займы будут интересны и заемщикам, не имеющим подтвержденного заработка, отмечает генеральный директор МФО "Кредиттех Рус" Дмитрий Селиванов. 

 

Кредитование тех, кто не смог получить ссуду в банке, изначально лежало в основе бизнеса МФО, однако рисковать большими суммами и надолго при работе с такими заемщиками микрокредиторы до сих пор опасались. "Крупная сумма и долгий срок погашения ведут к неминуемым рискам, особенно если клиент ранее брал только небольшие суммы на незначительные сроки",— отмечает исполнительный директор МФО "Домашние деньги" Андрей Бахвалов. Необходимо тестировать подобную модель, прежде чем делать выводы о ее работоспособности, добавляет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко. Это понимают и в самих МФО. Перечисленные компании сообщили "Ъ", что в ближайшие полгода максимальная сумма займов будет доступна лишь тем, кто уже ранее был их заемщиком. Кроме того, увеличивать максимальные сроки и суммы займов компании также будут постепенно. 

 

По мнению экспертов, потенциал у таких займов есть, но лишь при определенных условиях. "Полагаю, длинные онлайн-займы — это вполне закономерное движение рынка,— отмечает гендиректор "МаниМэн" Борис Батин.— Вместе с расширением возможности упрощенной идентификации клиентов, увеличения источников данных о заемщиках многие МФО будут двигаться в сторону увеличения сумм и сроков". В МФО надеются, что с 2017 года ЦБ смягчит свои требования по упрощенной идентификации клиентов, увеличив пороговую сумму с 15 тыс. до 100 тыс. руб., что откроет дополнительные возможности для роста в этом сегменте. По словам участников рынка, на закрытых встречах представители ЦБ обещали рассмотреть такую возможность. В ЦБ вчера на запрос "Ъ" относительно планов по изменению процедур идентификации не ответили. Там лишь сообщили, что в настоящее время "проведение микрофинансовыми компаниями упрощенной идентификации клиентов — физических лиц должно отвечать требованиям действующего законодательства".

 

Источник