Столыпинский клуб представил альтернативную стратегию развития экономики РФ

БИЗНЕС
Столыпинский клуб представил альтернативную стратегию развития экономики РФ

Эксперты Столыпинского клуба просчитали, что будет с экономикой России, если власти радикально изменят направление ее движения. Институт "Экономики Роста" имени Столыпина представил структуру среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, которая предполагает отказ от свободного курса рубля в пользу таргетирования "умеренно низкого реального курса", смягчение денежно-кредитной политики, а также признание оптимальными для РФ значений инфляции в 7-8% и дефицита бюджета в 3-5% ВВП.

В разработке "альтернативной" стратегии, презентация которой имеется в распоряжении РИА Новости, участвуют уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, советник президента РФ Сергей Глазьев, зампред ВЭБа Андрей Клепач, председатель Совета директоров ОАО "Инвестиционная компания "Еврофинансы" Яков Миркин и другие известные экономисты.

Конкуренцию представленной стратегии должна будет составить программа, над которой работает новый министр экономического Развития Максим Орешкин. Он уже заявил, что готовит меры, реализация которых позволит российской экономике в среднесрочной перспективе расти темпами не ниже среднемировых.

Все не так

Эксперты Столыпинского клуба предлагают полностью пересмотреть действующую политику ЦБ и отказаться от умеренно-жесткой денежно-кредитной политики в пользу умерено-мягкой, и уже к середине следующего года снизить ключевую ставку с нынешних 10% до 8%.

Разработчики стратегии также не видят смысла в снижении инфляции до 4%, как хочет ЦБ, и предлагают установить ее целевой уровень в 7-8%, при этом курс рубля, по их мнению, необходимо поддерживать на умеренно низком уровне, который будет стимулировать экспорт и импортозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики.

Не видят эксперты клуба и большой проблемы в сохранении дефицита бюджета на уровне 3-5% ВВП и наращивании уровня госдолга до 60% ВВП. Принятый ранее парламентом бюджет, напротив, предполагает сокращение дефицита на 1 процентный пункт в год ежегодно в течение 2017-2019 годов – до "безопасного", по мнению Минфина, уровня в 1% ВВП.

Авторы стратегии посчитали, что для обеспечения необходимого роста экономики требуется рост инвестиций в основной капитал к 2019 году на 5,9 триллиона рублей, из которых бюджет должен обеспечить 1,5 триллиона рублей уже в 2017 году.

"Бюджет должен сыграть роль первого снежка, который, катясь с горы, образует лавину", — говорится в презентации к стратегии.

Помимо этого, авторы стратегии предлагают дофинансировать институты развития на 700 миллиардов рублей, создать "банк плохих долгов" предприятий и провести программу реструктуризации задолженности еще не менее чем на 600 миллиардов рублей.

Среди предложений программы — стимулирование спроса на первом этапе на 420 миллиардов рублей в год, новая ипотечная программа под 5% годовых, общим объемом 150 миллиардов рублей, поддержка спроса на продукцию автопрома и других производств – на 100 миллиардов, увеличение расходов на образование и лечение.

Тарифы и налоги

Тяжесть предлагаемых реформ, по замыслу разработчиков стратегии, должны разделить с бюджетом "священные коровы" российской экономики — естественные монополии и компании-экспортеры сырья.

В документе предлагается зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и технического присоединения на 2017-2018 годы на уровне 2016 года, а в дальнейшем перейти на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет. Более того, существующие тарифы на услуги естественных монополий надо переоценить и предложить план по их снижению начиная с 2019 года.

Кроме того, стратегия предполагает отказ от налогового маневра в нефтегазовом секторе, который в настоящее время проводит правительство. В рамках этого маневра власти снижают экспортные пошлины на нефть, увеличивая налогообложение добычи. В результате выравнивается стоимость углеводородного сырья на внутрироссийском и внешнем рынках.

Эксперты Столыпинского клуба считают этот путь тупиковым и, напротив, предлагают стимулировать продажу сырьевых товаров на внутреннем рынке за счет полного или частичного невозврата НДС при экспорте сырья.

В стратегии есть свои предложения налогового характера, но они касаются снижения налоговой нагрузки на новые и динамично развивающиеся производства, создания стимулов для перевода бизнеса в российскую налоговую юрисдикцию.

Предлагается ввести новое бюджетное плавило: "в случае роста налоговых доходов возвращать 50% прироста в экономику за счет снижения ставок или предоставления дополнительных целевых льгот".

Догоним и перегоним Китай

Реализация перечисленных мер приведет к восстановлению роста экономики РФ в ближайшие три года на уровне около 5% к концу трехлетки, затем в 2020-2025 годы предполагается выход на качественный рост на уровне 4-6% в год, который в долгосрочной перспективе стабилизируется на уровне 2,8-3,5%.

При этом инфляция будет неуклонно снижаться даже без дополнительных сдерживающих мер со стороны ЦБ: с 3,5-5,5% в 2019 году до 2,5-3,5% в последующие годы. Ожидается сокращения разрыва в доходах самых бедных и самых богатых граждан.

Авторы стратегии отмечают, что экспорт сырья больше не может обеспечить необходимого уровня доходов и обеспечить рост российской экономики, поэтому главной задачей становится развитие новых источников роста. Они известны: это человеческий капитал, инфраструктура, новые технологии и цифровая экономика.

Главным показателем, по которому должна оцениваться страна, по их мнению, должна стать ее доля в мировом ВВП по паритету покупательской способности, который отражает уровень благосостояния граждан. Сейчас эта доля России составляет 3,3%.

"Чтобы сохранить долю в мировом ВВП, уровень социальных расходов, не снизить уровень жизни населения и обеспечить безопасность страны, экономике России необходимо расти не ниже 5-6% в год", — говорится в документе.

По оценке экспертов, 1% роста по паритету покупательской способности роста в Китае – это рост ВВП в номинальном выражении на 197 миллиардов долларов. Для России эта сумма составляет 37 миллиардов долларов. "Чтобы не отстать, расти теми же темпами, что и Китай в абсолютном выражении, в процентом исчислении мы должны расти в 6 раз быстрее", — отмечают авторы документа.

 

Источник