Мировой опыт промышленной кооперации в малом и среднем бизнесе.

В развитых странах производственная кооперация и, в частности, субконтрактация относятся к естественным инструментам повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста. Субконтрактация явилась одним из слагаемых, обеспечивших высокие темпы экономического развития в таких странах, как Япония, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция.

Так в Японии, в начале 80-х г.г. доля малых фирм, работающих по субконтрактным схемам, составила 65%, причем в электронной промышленности (основной отрасли японской экономики) эта цифра достигала 86%.

Сегодня в процесс промышленной кооперации в странах Европейского Сообщества вовлечено более 350 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 4 млн. чел. Общий объем продукции, произведенной по субконтрактам, в 1999 году превысил 35 млрд. евро, что составляет около 15% всего объема продукции, выпускаемой в странах ЕС.

В построении отношений кооперации выделяют две модели, которые в литературе получили название американской и японской.

Американская модель основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей, то есть требует развитого рынка субконтрактации. Основным критерием отбора исполнителей заказа служит предлагаемая цена. Такая система существует в тесной связи с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм-исполнителей, доступностью лизинговых отношений для субконтракторов и т.п. Для американской модели отношения между заказчиком и исполнителем строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа.

Обычно крупное автомобилестроительное предприятие имеет 2-2,5 тыс. субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как Chrysler, Ford и General Motors, изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих. Остальные комплектующие поставляются в рамках договоров подряда. 

В Лос-Анджелесе десятки километров вдоль шоссе и огромные площади занимают одноэтажные цеха узкоспециализированных производств. Рядом соседствуют производство агрегатов ходовой части автомобилей и небольшое производство по ремонту бамперов, промышленная типография, упаковка, литейное производство, цех механообработки, производство промышленных датчиков и т. д. Территории этих предприятий ничем не отгорожены – погрузчик въезжает, забирает готовые изделия и везет в следующий цех. Нигде оборудование не простаивает, все загружено в соответствии с программой выпуска продукции. То же самое можно встретить и в Юго-восточной Азии и в Европе. География разная, однако, принципы построения эффективного производства одни и те же.

Развитию американской модели промышленной кооперации в сфере малого и среднего бизнеса способствовала не только либеральная экономическая политика, но и система государственных заказов, в частности для оборонного сектора.

Японская модель характеризуется ранжированием предприятий-субконтракторов в зависимости от располагаемых производственных мощностей и уровня технологии. В Японии сложилась многоуровневая система субконтрактации: контрактор передает заказ нескольким субконтракторам, которые в свою очередь сотрудничают с субконтракторами более низкого уровня. Крупное японское автомобилестроительное предприятие имеет в среднем 300-400 субконтракторов. С субконтракторами первого уровня устанавливаются прямые долгосрочные отношения. Такие гиганты японского автомобилестроения, как Nissan и Toyota, самостоятельно производят чуть больше 1/4 используемых комплектующих, получая остальные по субконтрактным заказам. Критериями отбора субконтаркторов служат, в первую очередь, не цены, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров. Обычно контракт заключается на период выпуска определенной модели изделия и продляется в будущем, если партнер удовлетворяет заказчика. Что касается цены, то японские контракторы отказались от идеи ее сбивания путем организации конкурентной борьбы между субконтракторами. Наоборот, заказчики стремятся установить прочные партнерские отношения с исполнителями для повышения эффективности производства. И хотя начальная цена устанавливается на основе детальной сметы затрат, впоследствии к ней прибавляется доля экономического эффекта, получаемого контрактором. Начальная цена учитывает и прибыль субконтрактора, и амортизацию используемого оборудования, и увеличение цен на сырье. Особенностью японской модели промышленной кооперации является тесная производственно-техническая интеграция крупных заказчиков и более мелких исполнителей. Часто заказчик поддерживает регулярные контакты с исполнителем, принимает активное участие в освоении производства комплектующих, оказывает содействие в повышении контроля качества, предоставляет техническую, технологическую и финансовую помощь. Японская модель кооперации позволяет сформировать отраслевые и межотраслевые кластеры, что является ее несомненным преимуществом перед американской моделью.

Анализируя две представленные модели промышленной кооперации, эксперты пришли к выводу, что автомобильная промышленность Японии в сравнении с автомобильной промышленностью США имеет на 300-600 долл. больший выигрыш на произведенный автомобиль (эти цифры подтвердились и для филиалов японских компаний за рубежом).

 

Опыт Испании в развитии субконтрактных отношений.

 

С середины 70-х г.г. XX в. в Испании, значительно отстававшей от ведущих индустриальных стран по конкурентоспособности своей промышленности, началось активное внедрение механизмов производственной кооперации и субконтрактации. Инициаторами проекта стали: торгово-промышленные палаты, Институт малых и средних предприятий, Институт внешней торговли. Основная идея заключалась в преодолении экономического кризиса путем загрузки испанских промышленных предприятий производственными заказами крупных транснациональных компаний (преимущественно автомобильных).

На базе Торгово-промышленной палаты г. Бильбао был создан Центр промышленной кооперации и субподряда, к которому впоследствии прибавился Международный выставочный центр (один из крупнейших в мире). На начальном этапе деятельности ТПП г. Бильбао была сформирована база данных предприятий-субконтракторов, содержащая информацию о выпускаемой продукции и производственных возможностях испанских фирм. На основе созданной базы данных был выпущен соответствующий каталог субконтракторов.

Важным этапом развития системы субконтрактации в Испании стало участие предприятий-субконтракторов в монографических специализированных выставках (Чикаго, Копенгаген, Париж, Ганновер, Бирмингем). В 80-х г.г. в Бильбао организовали международную выставку "Субподряд и промышленная кооперация", которая проводится по нечетным годам и является третьим по величине мероприятием в Европе, направленным на установление контактов с заказчиками. Развитие производственной кооперации стало продвигаться быстрыми темпами: в 90-е г.г. на базе 29 торгово-промышленных палат городов Испании были созданы биржи субконтрактации. Лидирующее положение сохранила за собой ТПП г. Бильбао: в ее выставке участвует более 350 фирм, а посещают более 8000 представителей различных предприятий.

Распространение практики субконтрактации позволило Испании в короткие сроки развить сеть мелких и средних предприятий, которые первоначально специализировались на выполнении заказов крупных зарубежных компаний. Экономический подъем и последующее углубление процессов производственной кооперации привели к возрождению крупной промышленности, что позволило сформировать внутренний рынок субконтрактации.

В данном разделе мы рассмотрели мировые достижения только для основных форм взаимодействия малого и среднего бизнеса в рамках промышленной кооперации. Но это не значит, что другие формы сотрудничества отсутствуют или не развиваются. Просто, как мы уже говорили выше, часто под термином субконтрактация понимается целый спектр разнообразных видов сотрудничества, без особого выделения их в отдельные группы.

Источник: Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства .