Муниципальный контроль

Муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.

 

На территории города Ростова-на-Дону осуществляются следующие виды муниципального контроля:

 

1. Муниципальный жилищный контроль.

Отраслевым (функциональным) органом Администрации города, осуществляющим муниципальный жилищный контроль на территории города Ростова-на-Дону является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 05.05.2014
№ 500 «Об утверждении Административного регламента № АР-256-01-К осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.12.2014).

 

2. Муниципальный земельный контроль.

Отраслевыми (функциональными) органами Администрации города, осуществляющими муниципальный земельный контроль на территории города Ростова-на-Дону являются:

- Департамент имущественно-земельных отношений города
Ростова-на-Дону на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости и осуществляется строительство;

- администрации районов города Ростова-на-Дону на землях соответствующего района, находящихся в собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», и землях, государственная собственность на которые не разграничена, используемых для эксплуатации временных объектов (нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальных временных гаражей), автостоянок, автопарковок; земель, эксплуатируемых под индивидуальную жилую застройку, садовые, огородные, дачные участки, кроме земель, находящихся в аренде;

- Комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в части порчи земель и рекультивации земель;

- Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешенного использования «городские леса».

 

3. Муниципальный лесной контроль.

На основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону наделено полномочиями по осуществлению муниципального лесного контроля на территории городских лесов.

Данная процедура проводится в отношении лиц, осуществляющих использование лесов с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии  с требованиями земельного и лесного законодательств (статья 7 Лесного Кодекса Российской Федерации).

До момента  утверждения границ Ростовского городского лесничества, представление лесных участков в пользование не представляется.

Основания для проведения мероприятий  по муниципальному лесному контролю на территории городских лесов в настоящее время отсутствуют.

 

4. Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

На основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону наделен полномочиями по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) (кроме содержания и эксплуатации программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего организацию и функционирование платного парковочного пространства), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Надзорные каникулы для субъектов малого бизнеса

Проведение плановых контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, приводит к существенным временным, производственным и иным потерям, что является административным барьером для эффективного осуществления данной категорией хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, а также существенно снижает возможности для развития данной категории хозяйствующих субъектов.

С 14 июля 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Закон дополнен статьей 26.1, регулирующей особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Так, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Исключение составляют хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения и образования. Также положения данной статьи не распространяются на осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

Под действие моратория не подпадают юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

В соответствии с изменениями должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи.

Кроме того, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений названной статьи.

Также введено понятие риск-ориентированного подхода при организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.